ИСЭПН РАН

Главная / Наш институт / Лаборатории / Лаборатория проблем распределительных отношений

Лаборатория проблем распределительных отношений

И.О. Зав. Лабораторией д.э.н. М.С.Токсанбаева

Основные направления исследований лаборатории

Фундаментальные исследования:

1. Бедность, доходная обеспеченность и социальная защита

  • разработка и апробация новых методов измерения бедности (метод относительных деприваций, субъективная оценка, оценка социальной исключенности);
  • развитие методологии оценки монетарной бедности и внесение предложений по модификации индикаторов бедности в системе государственной статистики;
  • анализ уровня, профиля и факторов бедности и разработка предложений по мерам социальной поддержки бедного населения для Минздравсоцразвития РФ, Минэкономразвития РФ, Минрегионразвития РФ и отдельных регионов;
  • подготовка методологических рекомендаций по совершенствованию статистического наблюдения за оказанием социальной защиты населению на региональном уровне, внедрение новых форм статучета совместно с Росстатом;
  • разработка новых подходов к оказанию социальной помощи малообеспеченному населению;
  • разработка логичекой схемы модели социальной адаптации и социального контракта при оказании адресной социальной помощи. Подготовка рекомендаций и методических материалов для регионов России по внедрению данной системы в практику оказания адресной социальной помощи бедным.

2. Семьи с детьми: демографические и социально-экономические аспекты

  • анализ семейной структуры населения страны, ее динамики, основных факторов изменения и последствий для социально-экономических процессов в стране;
  • уровень и образ жизни отдельных типов семей, в частности, семей с детьми, и развитие социальной инфраструктуры детства;
  • проблема многодетности в России, семьи после развода, социальное сиротство;
  • оценка эффективности и результативности мер социальной поддержки семей с детьми на основе метода оценки «социального детского пакета».

3. Экономическая активность, занятость и безработица

  • исследование характеристик и факторов экономической активности, занятости;
  • анализ состояния и факторов социальной защищенности работников и обоснование и мер по ее усилению;
  • изучение специфики дифференциации заработной платы на микроэкономическом уровне и ее влияния на трудовую мотивацию работников;
  • исследование практических аспектов реализации федеральной программы по снижению напряженности рынка труда.

4. Разработка показателей мониторинга уровня жизни на основе данных обследования бюджетов домашних хозяйств

  • разработка концептуальной схемы организации Комплексного обследования условий жизни населения и предложений по модернизации существующих баз микроданных Росстата;
  • обоснование и разработка основных и специальных тематических модулей, концентрирующих в себе данные об условиях жизни населения. При их разработке учитываются существующие информационные взаимосвязи и информационная гармонизация разрабатываемой базы данных по схеме: ядро обследования Þ основной модульÞ специальный модуль;
  • на базе модульного подхода к построению системы изучаемых признаков разработана организационная схема Комплексного обследования условий жизни населения (КОУЖ), предполагающая модернизацию существующих баз микроданных Росстата и разработку новых.

5. Оценка качества питания российских домохозяйств

  • разработка методологии оценки уровня и структуры питания российских домохозяйств;
  • мониторинг динамики качественных и количественных характеристик питания населения России;
  • разработка шкал эквивалентности доходов на основе анализа расходов на питание в семьях различного размера и социально-демографического состава.

6. Влияние разводов на трудовую карьеру мужчин и женщин

  • определение роли семейных факторов, в частности, распада брака, в динамике социальной мобильности и профессиональной карьеры мужчин и женщин;
  • разработка методологических подходов к изучению социально-профессиональной мобильности мужчин и женщин на отдельных стадиях жизненного цикла;
  • разработка типологии динамики трудовой жизни;
  • выявление типов профессиональной карьеры в целом на отдельных этапах жизненного цикла;
  • определение основных факторов динамики трудовой карьеры на отдельных этапах жизненного цикла и роли семейных характеристик в динамике карьеры.

Прикладные исследования последних лет

Влияние мирового ипотечного и фондового кризиса на доступность жилья для российских домохозяйств

  1. В ходе исследования был проведен анализ индикаторов доступности жилья в региональном разрезе по состоянию накануне мирового кризиса, выявлены основные риски неплатежеспособности по ипотечным кредитам в условиях кризиса, описаны социально-демографические и экономические характеристики «групп риска». Были также протестированы три макроэкономических сценария развития ситуации с неплатежеспособностью заемщиков по ипотечным кредитам условиях кризиса.
  2. Результаты макроэкономического анализа в региональном разрезе задолженности по ипотечным кредитам и данные выборочного опроса населения показали, что основные риски неплатежей по ипотечным кредитам связаны не с последствиями кризиса, а с дефицитом потенциальных «хороших» заемщиков, и были сформированы еще на этапе экономического роста, что в первую очередь обусловлено структурой рабочих мест.
  3. Тестирование по трем макроэкономическим сценариям развития в условиях кризиса показало, что при оптимистическом сценарии доля неплатежеспособных заемщиков в 2009 г. повышается с 24,7 до 29,6%, при наиболее вероятном сценарии развития — до 29,7% и при пессимистическом — до 32,2%; в 2010 г. ситуация улучшается для оптимистического сценария и ухудшается в рамках наиболее вероятного и пессимистического сценариев.
  4. Было установлено, что среди неплатежеспособных заемщиков 32,4% заняты преимущественно в бюджетных отраслях, и для них риск ухудшения ситуации в условиях кризиса высок. В целом только 18% неплатежеспособных заемщиков представляют отрасли, наиболее чувствительные к условиям кризиса.

Проблемы поддержки безработных в условиях регионализации политики на рынке труда

  1. Систематизированы направления политики содействия занятости на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Показаны недостатки распределения полномочий между управленческими уровнями. Обосновано, что эти недостатки в основном генерируются федеральным уровнем в связи с ограниченным пониманием политики занятости, сведенной к политике поддержки безработных. В результате решаются преимущественно текущие задачи подстройки предложения труда под существующий спрос. Задачи реструктуризации занятости и повышения ее эффективности реализуются под воздействием других политик — налоговой, финансовой и др.
  2. Сопоставлена реализация форм политики содействия занятости (профподготовка, участие в общественных работах) на примере трех регионов ЦФО. Показано неравномерное распределение этих форм по отобранным регионам. В целом, чем ниже уровень безработицы, тем выше вовлечение безработных в формы, способствующие развитию трудового потенциала. Выявлено, что отчасти это вызвано переходом на софинансирование политики содействия занятости региональными и федеральным бюджетами. В ряде случае федеральные субсидии способствуют не выравниванию финансовых возможностей регионов, а, наоборот, усугубляют разрыв между ними. В результате более нуждающиеся в поддержке регионы вынуждены делать акцент на более дешевых формах поддержки.
  3. Выявлено ограничение оперативности деятельности на муниципальном уровне из-за жесткости спускаемых «сверху» административных регламентов. Центры занятости вынуждены исполнять директивные показатели (в том числе по численности зарегистрированных безработных) в ущерб эффективности поддержки.

Работы по грантам РГНФ за последние 3 года

Влияние мер государственной политики на социально-экономическое положение семей с детьми: методика оценки и результаты анализа

Был проведен детальный анализ социально-экономических положения семей с детьми на основе анализа условий жизни населения методами концепции социальной исключенности (изоляции), которые позволяют оценивать не только материальную сторону жизни населения, но и его «социальное самочувствие». Низкий уровень жизни определялся через изоляцию семей с детьми от доходов и рынка труда; от сферы услуг и социальных отношений, а также по признакам ограниченности в доступе к жилью и имуществу. Суммарный индекс социальной исключенности (изоляции) охватывает 16% домохозяйств, что сопоставимо с данными по уровню бедности официальной статистики.

Среди факторов изоляции на рынке труда безусловными лидерами по масштабам распространения являются низкая пенсия (19,7%) и низкая оплата труда (18,3%), причем семьи с детьми лидируют по распространенности этих факторов. Следовательно, меры, направленные на снижение бедности, в первую очередь должны быть связаны с ростом заработной платы и пенсии, в противном случае общая концепция стратегии содействия сокращению бедности будет нелогичной и малоэффективной. Очевидно, что положение, когда трудоспособные члены семьи работают, но этих заработков недостаточно, чтобы обеспечить себя и семью, в которой есть 1–2 ребенка, означает существование на российском рынке труда болезненной деформации.

Факторы формирования структуры трудовых ресурсов

Установлено, что по уровню экономической активности населения Россия стала во многом сопоставима с развитыми странами. Все они являются нетто-импортерами трудовых ресурсов. Наиболее четко это проявилось по возрастной группе 25-54 лет, которая имеет наиболее высокую активность благодаря тому, что за годы реформ рассматриваемый показатель увеличился в группе 25-29 лет. По группам до 25 лет Россия больше схожа с переходными экономиками. В отличие от РФ большинство из них относится к нетто-экспортерам трудовых ресурсов, поэтому можно сказать, что в нашей стране активность данной группы недоиспользуется.

Выявлен ряд причин, ограничивающих репродуктивное поведение женщин и соответственно перспективное увеличение количества трудовых ресурсов. Прежде всего женщины детородного возраста имеют высокий уровень экономической активности. Особенно это характерно для группы 20-30 лет, которая до последнего времени по этому показателю превосходила мужчин аналогичного возраста. Далее, на деторождение влияет жилищная обеспеченность. В двухдетных семьях она нередко выше, чем в однодетных. Еще одна причина — проживание в простой или сложной семье. Лучшие возможности для реализации модели двухдетной семьи создаются при отдельном проживании от родственников.

Определена качественная несопряженность трудовых ресурсов и рабочих мест на основе индикаторов недостаточного и избыточного образования. Не менее половины всех работников трудятся по квалификации, которая ниже или выше полученной в учебном заведении. У четверти кадров она выше необходимой, что обусловливает деградацию трудового потенциала. У еще четверти она ниже, что не способствует надлежащему исполнению трудовых функций. Отчасти этот процесс связан с сегментацией воспроизводства трудовых ресурсов. В сегментах с высокой заработной платой активно используются кадры с избыточным образованием, а с невысокой — с недостаточным.

Работы по государственным контрактам за последние 3 года

Разработка рекомендаций по внедрению системы социальных контрактов при оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам" Государственный контракт от 03.08.2009 № k-13-нир/18 Минздравсоцразвития РФ

    Объектом исследования выступили социальные программы поддержки бедного населения, реализуемые на уровне регионов Российской Федерации и за рубежом.Цель работы — анализ новых социальных практик оказания адресной помощи бедным с использованием системы социального контракта и разработка рекомендаций по внедрению этой системы в регионах Российской Федерации.

    В результате выполнения НИР проведен анализ функционирования региональных программ поддержки бедного населения и масштаба включенности населения в адресные программы для бедных, выделены новые подходы к социальной адаптации в регионах Российской Федерации и за рубежом, определен потенциал участия бедного населения в программах повышения экономической активности и возможности рынка труда для эффективной работы системы социальных контрактов.

    По результатам исследования даны предложения и рекомендации методического и концептуального характера по переходу к новой системе оказания адресной социальной помощи бедным в регионах Российской Федерации.

    Результаты НИР обеспечивают возможность их использования органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в процессе внедрения системы социальных контрактов при оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам.

     
    Joomla SEO powered by JoomSEF