Главная / Глас эксперта - Vox peritus / Образовательный капитал
Образовательный капитал
30 Апреля 2014

Принимая во внимание высшее образование, следует отметить, что за последние несколько лет в нашей стране не только сократилось общее число высших учебных заведений, но и, самое главное, – уменьшилось количество бюджетных мест в государственных вузах. Несмотря на демографическую «яму» (по сравнению с 2006 г. численность населения в возрасте 7-22 лет сократилась в 2012 г. на 21%), далеко не все желающие поступить учиться в вузы на бюджетные отделения могут осуществить свою мечту. В связи с этим актуальным становится вопрос материальных возможностей российского населения получить платное образование, в первую очередь высшее, для себя и своих детей. К сожалению, и в процессе получения общего (среднего) образования родителям зачастую приходится оплачивать некоторые образовательные услуги (изучение дополнительных предметов, сдача пробных ЕГЭ и др.).

Стратегическая цель государственной политики в сфере образования заключается в повышении доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества. Осуществление этой цели предполагает в будущем (к 2020 г.) формирование 20 научно-образовательных центров мирового уровня, где будут сосредоточены все передовые образовательные программы и научные исследования. Таким образом, количество высших (предположительно и средних специальных) учебных заведений еще больше сократится, а демографические проблемы, возможно, не будут так остры, как сегодня.

Холдингом РОМИР в феврале 2013 г. был проведен опрос относительно возможности россиян оплачивать образовательные услуги. В целом утвердительно на вопрос о готовности платить за получение своего образования ответили около трети опрошенных, за готовность платить за образование своих детей – 39,4% респондентов.

В зависимости от уровня собственного образования родители иначе относятся к необходимости обретения знаний различного уровня. Так, респонденты со средним (общим) образованием больше готовы платить за получение их детьми первого высшего образования, в то время как респонденты с высшим образованием больше понимают ценность второго высшего образования, обучения в аспирантуре (ординатуре) и повышения квалификации.

Исследования показывают, что это соответствует реальной действительности. Например, за период 2008-2010 гг. в нашей стране руководители высшего звена (81%) и руководители среднего звена (66%) использовали хотя бы один из видов повышения квалификации в самых разных ее формах. *

С повышением уровня доходов и уровня образования все большую сумму респонденты готовы отдать за возможность получения образования своего и в равной степени своих детей.

Около четверти опрошенных ответили, что не готовы платить за образовательные услуги для себя (27,3%) и для детей (21,5%).*

Полученные результаты показывают, что в разрезе регионов (Федеральных округов) ожидаемо наблюдаются различия: положительно ответили на вопрос о готовности получения платного образования 27,0% в Южном Федеральном округе и 36,7% - в Сибирском макрорегионе. Примерно одинаковые показатели представлены в ответе на вопрос об уровне обучения – ценится второе высшее образование и повышение квалификации, как возможности быстрее адаптироваться к меняющимся условиям на рынке труда. Больше всего за платное второе высшее образование готовы платить жители Северо-Западного (73,2%) и Уральского (75,8%) Федерального округов.

Оплатить повышение квалификации из своего кармана готовы 45,4% респондентов в Южном и 41,2% - в Центральном Федеральном округе.

Что касается семейного положения респондентов, то полученные данные показывают, что оно в целом не влияет на готовность оплачивать образование своих детей. На наш взгляд, следует обратить внимание на социокультурные барьеры: образование родителей, сфера их занятости и должность (соответственно уровень доходов). Относительно возрастных групп можно отметить, что первая группа (18-24 года) в наименьшей степени готова платить за свое образование.

Среди наиболее востребованных профессий (по данным исследований Института социологии РАН в 2010 г.), обучение которым оплачивается за счет самого населения, превалируют бухгалтерский учет, аудит и финансы, менеджмент, юриспруденция, маркетинг, страхование, туризм и иностранные языки.

Таким образом, актуальные социальные и экономические задачи, стоящие перед нашим государством выдвигают на первый план необходимость формирования и успешного функционирования системы непрерывного образования. Проблема заключается в том, что с одной стороны, меняется отношение людей к своему человеческому капиталу (желание его увеличить), а с другой стороны, сокращение возможностей для получения платного образования из-за увеличивающейся имущественной дифференциации внутри российского общества, особенно роста неравенства в доходах населения по регионам страны.

 

Д.э.н., проф. А.В. Ярашева

Модернизация российского образования: проблемы и перспективы //Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М., 2010. С. 33-34.

По данным, предоставленным Холдингом РОМИР. В опросе участвовало 1000 респондентов из 6 Федеральных округов России.

 

 
Joomla SEO powered by JoomSEF