Главная / Глас эксперта - Vox peritus / В.Д. Роик: Есть ли альтернативы повышению страховых взносов?
В.Д. Роик: Есть ли альтернативы повышению страховых взносов?
10 Февраля 2015

Проблемами становления и развития систем пенсионного страхования В.Д. Роик занимается на протяжении 25 лет. Ученый считает, что произошедшие за последние сто лет изменения социальной структуры общества, экономических институтов, условий найма рабочей силы и трудовой деятельности требуют своего отражения в механизмах пенсионного обеспечения. Речь идет не столько о размерах текущих пенсий и страховых взносов, сколько о правилах, по которым зарабатываются права на будущие пенсии. В ближайшее время неизбежен пересмотр социального контракта поколений, уверен эксперт НИИ Труда. Другой альтернативы бесконечному повышению страховых взносов нет.

О каких структурных изменениях в обществе идет речь? В первую очередь ученый обратил внимание участников семинара на глобальную тенденцию увеличения продолжительности жизни людей. «До середины XVIII века темпы роста продолжительности жизни населения планеты составляли 1-2 дня в год, - отмечает В.Д. Роик, - с середины XIX века в развитых странах эти темпы увеличились до 100-120 дней в год. В России в начале ХХ века средняя продолжительность жизни для мужчин составляла 36 лет, а для женщин - порядка 40 лет. За последние 100 лет продолжительность жизни в нашей стране увеличилась в 2 раза». Ученый предсказывает, что через 5-8 лет произойдет очередная революция в области лекарственных препаратов, которая позволит людям жить еще дольше. «Разработками в этой области занимаются биологические лаборатории в США и Англии, - говорит В.Д. Роик, - объем финансирования каждой такой лаборатории сопоставим с бюджетом всего российского министерства здравоохранения. Анализ результатов их исследований позволяет говорить о том, что нынешние молодые люди будут жить не на 8-10 лет дольше, чем поколение их родителей. Их жизнь будет в среднем на 12-15 лет длиннее. Отдельные особи будут нормально доживать до 100-110 лет». Такие невиданные темпы роста продолжительности жизни свидетельствуют об огромных положительных переменах в жизнедеятельности населения, продолжает ученый, но у них есть и отрицательные последствия. У людей пожилого возраста велик риск возникновения болезней с катастрофическими последствиями, профилактика и лечение которых требует серьезных расходов.

Другая, не менее серьезная проблема, которую нельзя игнорировать в контексте пенсионного обеспечения - глобальное сокращение количества рабочих мест. Процессы демографического старения населения планеты накладываются на сужения платформы труда по всему миру. За последние два десятилетия в России и в других экономически развитых странах доля наемных работников снизилась с 85% от экономически активного населения до 60% и менее. В ближайшие десять лет она еще понизится. Для пенсионного страхования это настоящее бедствие, поскольку наемные работники с их постоянной и стабильной заработной платой выступают надежными субъектами финансового обеспечения пенсионеров. Когда их доля сокращается, пенсионеров ждут не лучшие времена.

«Происходит страшное противоречие, - отмечает главный научный сотрудник НИИ Труда В.Д. Роик, - во всем мире продолжительность жизни увеличивается, занятость снижается, продолжительность пребывания на пенсии увеличивается, риски заболеваний резко растут, естественно, растут затраты на медицинскую помощь и уход». Все эти процессы накладываются друг на друга и становятся серьезнейшим вызовом для стабильного функционирования пенсионных систем. Этот вызов – один из ключевых вопросов повестки дня в большинстве развитых и развивающихся стран мира.

Пенсионное обеспечение, медицинская помощь и социальное обслуживание в скором будущем станут крупнейшей расходной статьей бюджета в большинстве экономически развитых стран. Если не будут приняты соответствующие контрмеры, социальные расходы, связанные с жизнедеятельностью пенсионеров, могут начать сдерживать развитие экономик.

Важно иметь в виду то обстоятельство, что современные пенсионные системы сформировались практически столетие назад и учитывали существовавшие в тот период экономические и социальные реалии. 100 лет назад до пенсионного возраста доживало не более 5% людей, сейчас же и в России, и в других экономически развитых странах до пенсии доживает не менее 60-80%. В.Д. Роик напомнил участникам семинара основные вехи формирования пенсионного страхования и обеспечения в большинстве стран Западной Европы:

  • 100-150 лет назад даже в промышленно развитых странах немногие трудящиеся располагали надежным доходом после окончания трудовой деятельности, большинство было вынуждено работать как можно дольше, чтобы не пополнить ряды бедных, инвалидность или потеря кормильца приводили к еще более высокому риску бедности и зависимости;
  • в период с 1890-х по 1940-е годы произошло становление основных элементов пенсионных систем: из системы заработной платы выделилась система страховых взносов на пенсионное, медицинское и другие виды обязательного социального обеспечения;
  • в 1950-1970-х годах произошла гармонизация национальных систем пенсионного страхования и систем заработной платы: по сути дела, они стали единым комплексом доходов населения, на обеспечение которых в экономически развитых странах выделяется не менее 40-50% ВВП. По мнению эксперта НИИ Труда, этот период можно назвать 1-ой социальной революцией доходов населения индустриального общества;
  • в 1960-1970-х годах произошла гармонизация систем пенсионного страхования, систем заработной платы и налоговой системы, для чего стал применяться дифференцированный подход при взимании подоходного налога и страховых взносов работников, что стало выражением 2-ой социальной революции доходов населения;
  • на протяжении 1970-х – 2000-х годов произошло существенное расширение экономических возможностей «государства благосостояния» и «социального государства» в большинстве экономически развитых странах, что сопровождалось выделением на цели социальной защиты значительных финансовых средств (20-25 % ВВП). Этот этап можно рассматривать как 3-ю социальную революцию доходов населения, в результате которой подавляющее большинство населения получило доступ к качественным системам здравоохранения, пенсионного обеспечения и социальной поддержки.

Российская пенсионная система такой эволюционный путь не прошла, и, несмотря на начавшийся в январе 2015 г. пятый этап реформы системы пенсионного страхования в России, большинство проблем в этой сфере так и останется не решенными, считает главный научный сотрудник НИИ Труда В.Д. Роик. С ним согласны и участники семинара. В частности, главный научный сотрудник ИЭ РАН, профессор Людмила Сергеевна Ржаницына, отметила, что «социальное страхование в России не оформлено законодательно и не суверенно, никто не понимает разницу между налогом и страховым взносом, поэтому возможно невозможное – забрать страховые платежи граждан в бюджет». Ведущий научный сотрудник ИСЭПН РАН В.К. Бочкарева считает, что «государство не заинтересовано в формировании настоящей системы страхования». «Социальная сфера не состоялась, называется страхованием, но не является таковым, - подчеркнула В.К. Бочкарева, - финансовая система страны, вся ее инфраструктура была заинтересована в том, чтобы деньги поступали на пенсионные счета, но ответственности за то, чтобы их выдавать, она на себя не брала и на сохранность страховых взносов граждан не ориентирована. Финансовой системе не выгодны долгосрочные финансовые обязательства. Лучше через каждые 5 лет пересматривать и корректировать условия начисления и выплат пенсий, чем формировать действительно работающую систему пенсионного страхования».

Становление институтов пенсионной системы в развитых странах заняло более полувека. За это время в одних странах сформировалась государственная система пенсионного обеспечения, в других же были разработаны элементы пенсионного страхования. Но для того, чтобы они стали функционировать как институты пенсионного обеспечения, нужны были предпосылки структурных сдвигов в области доходов населения – стала очевидной необходимость внесения взносов на пенсии самими застрахованными. Из-за этого с первой трети ХХ века был существенно поднят уровень заработной платы (примерно на 30%), чтобы она учитывала в своей структуре затраты на пенсионное и другие виды страхования. Первая социальная революция доходов является крупнейшей вехой в истории человечества. Затраты на обязательное страхование достигли уровня 50% ВВП экономически развитых стран, при этом 10% - это медицинское и пенсионное страхование.

В СССР пенсионное обеспечение в большей части (на 2/3) осуществлялось из государственного бюджета, а медицинская помощь населению обеспечивалась за счет системы государственного здравоохранения. Поэтому сферы заработной платы, пенсионного обеспечения и медицинской помощи в Советском союзе функционировали в автономном режиме, что послужило в постсоветский период серьезным препятствием для формирования институтов обязательного пенсионного и медицинского страхования. При этом именно пенсионное страхование - основной институт доходов пожилого населения. Его эффективное функционирование зависит от степени развитости социально-трудовых и страховых отношений, достойной заработной платы и постоянной занятости. Поэтому важнейшим условием развития механизма пенсионного страхования является увязка в единое целое национальной системы заработной платы и регулирования вопросов занятости с системами налогов и социального страхования.

В большинстве стран отчисления работников на пенсионное и медицинское страхование составляют 5-8-10% от размера ФОТ. Это принудительное массовое резервирование огромных средств, при котором человек видит свой существенный вклад в финансовое обеспечение собственной старости. По оценке В.Д. Роика, сегодня необходимо, чтобы человек вносил 5-8% от своей заработной платы на пенсионное страхование, 3-4% - на медицинское обслуживание, и обязательно 1-2% на страхование по уходу. Важно, чтобы будущие пенсионеры понимали, какая сумма потребуется им после окончания трудовой деятельности, чтобы обеспечить достойное существование. Только так можно будет мотивировать граждан делать страховые отчисления на пенсионное страхование и медицинское обслуживание. И тут, подчеркивает эксперт НИИ Труда, главная задача и обязанность государства – обеспечение сохранности средств, внесенных страхователями на пенсионные счета. Задача, с которой российские власти в очередной раз не справились и закрыли индивидуальные накопительные счета. Такой подход В.Д. Роик считает ошибочным. Необходимо создавать и совершенствовать механизмы сохранности средств на накопительных счетах, а не отказываться от накопительного компонента пенсионного страхования. Эту мысль продолжила Л.С. Ржаницына. Экперт подчеркнула, что «не решив вопросов экономики не решить проблем в распределительной системе». «У нас смещены приоритеты в управлении: провели пенсионную реформу и ввели дискриминацию работающих пенсионеров по отношению к неработающим, - говорит Л.С. Ржаницына - если нет нормальной работающей экономики, не нужно начинать реформу».

Однако, несмотря на недостатки существующей в России системы пенсионного страхования, сегодняшним пенсионерам позавидуют их дети и внуки, когда будут выходить на пенсию в 2030-2050-х годах, считает В.Д. Роик. Если в 1980 г. коэффициент замещения по отношению к средней заработной плате составлял 56%, то в 2015 г он уже снизился до 36%, а к 2050 г., по оценке эксперта НИИ Труда, будет составлять лишь четверть от среднего уровня заработной платы. «Нынешнему молодому поколению необходимо уже сегодня задуматься о том, как они будут жить на пенсии. Им необходимо объяснить, что в определенном возрасте человек перестает быть активным, начинает болеть и требует специализированного ухода» - призывает В.Д. Роик. Этих простых вещей на бытовом уровне зачастую не понимают и госчиновники, в чьи обязанности входит курирование социальной сферы, отметил один из участников семинара, советник генерального директора холдинговой компании “КИТ Финанс” Вадим Бараусов. Его компания по роду своей деятельности объединяет интересы инвесторов, готовых вкладывать деньги в систему обслуживания пожилых людей, интересы бизнеса, который оказывал бы услуги пенсионерам, и интересы государства, которое, по идее, тоже должно быть заинтересовано реализовать свою социальную функцию через механизмы государственно-частного партнерства. «Но такая система финансирования, как страхование рисков пожилых людей по уходу в старости, не находит понимания ни в Минтруда, ни в Минэкономразвития, ни в Минфине, - отмечает В. Бараусов, - мы участвовали в заседании Госсовета по проблемам пожилых людей и поняли, что на текущий момент государство заинтересовано в сохранении существующей системы и консервации ситуации в том виде, в котором она есть. Государство считает, что оказывает услуги для пожилых людей в достаточном объеме, везде по всем дорожным картам прописана удовлетворенность их уровнем».

Многочисленные встречи ученых и специалистов, занимающихся вопросами социальной поддержки пожилых людей, с чиновниками различного уровня показывают, что в госаппарате пока нет понимания сути проблемы – в мире усиливается тенденция старения населения, количество пенсионеров растет, увеличивается потребность в уходе за пожилыми людьми, соответственно, неизбежен и рост расходов на эти услуги. В.Д. Роик привел данные своих исследований: «В 1980 г. продолжительность получения пенсий составляла 12 лет, в 2015 г. этот показатель составит уже 18 лет, а к 2050 г. достигнет 24 лет. Величина совокупного страхового тарифа на пенсионное страхование, медицинскую помощь и социальное обслуживание в 1980 г. составляла 18% фонда оплаты труда, в 2015 – 28,5%, а в 2015 г. должна быть на уровне хотя бы 34% ФОТ. Увеличиться должна и продолжительность трудовой жизни». Чтобы заработать минимальную пенсию по старости, человек должен будет работать и выплачивать взносы в пенсионный фонд на протяжении 40 лет. Сейчас же средний трудовой стаж составляет 36 лет, в конце прошлого века было на 2 года больше. И уже сегодня необходимо осознать, что качество жизни пожилого населения, помимо размеров пенсий, в значительной степени определяется доступностью для пенсионеров систем качественного здравоохранения и социального обслуживания, а также их социальной интеграцией.

«Мы знаем, - говорит В.Д. Роик, - что у нас каждый пятый человек старше 60 лет страдает сахарным диабетом, остро стоит проблема сердечно-сосудистых заболеваний. По болезни Альцгеймера в России вообще нет статистики. Эти заболевания необходимо вовремя диагностировать и заранее просчитывать риск их возникновения, заниматься профилактикой и заблаговременно за счет механизмов страхования выделять средства на лечение в случае болезни. В США после 75 лет болезнью Альцгеймера страдает каждый 10 американец, вероятность развития этой патологии у людей в возрасте 80 лет составляет уже 20%, то есть заболевает уже каждый пятый пожилой человек. В западных странах сегодня функционирует уже 25 медико-биологических центров, оценивающих риски развития болезней с катастрофическими последствиями в старости. Любой человек может туда обратиться и по стандартным показателям и анализам крови оценить вероятность развития у себя инфаркта, инсульта, сахарного диабета или болезни Альцгеймера. Мало того, на предприятиях численностью 650 человек и выше этими услугами пользуются в добровольном порядке 85% работников».

В России подобных лабораторий нет, как нет и системы страхования рисков по уходу в пожилом возрасте. По словам В. Бараусова, эта система работает во всех развитых странах, и сфера предоставления услуг по уходу за пожилыми людьми развивается очень быстрыми темпами. Если сегодня не предпринять шагов по созданию механизмов финансирования этой сферы у нас, с увеличением численности пожилых людей будет расти спрос на услуги по уходу за ними. При этом альтернативы государственным социальным услугам не будет, а то, что предлагает частный сектор, станет недоступно для большинства граждан. «Нагрузка по уходу за престарелыми родственниками ляжет на семьи, отмечает представитель «КИТ Финанс», - но тот же западный опыт показывает, что это приведет к снижению производительности труда, так как семьи перестанут заниматься работой, ухудшится финансовое самочувствие родственников».

Проблема важна и ее нельзя решить текущими методами. Необходимо глобально изменить отношение и на уровне простых людей, и на уровне государственных чиновников. Самое страшное в старости – это беспомощность. Увы, в XXI веке все меньше традиционных форм защиты пожилой человек будет получать через семью. Переход к урбанизированной жизни снижает значение большой семьи как фактора обеспечения жизнедеятельности населения. Родственники уже не могут обеспечивать стариков экономически и социально. По словам главного научного сотрудника РАН Л.С. Ржаницыной, при подготовке пенсионной реформы в рабочую группу вносились предложения по созданию системы страхования по уходу в старости, но в конечный вариант закона эти предложения не вошли.

К обсуждению проблем старения населения и ухода в старости должны подключиться психологи, социологи, экономисты, считают участники семинара.

Доля пенсионеров в России достигает 21,6 % от общей численности населения, а через 15 лет она составит уже 30% и продолжит расти. На пенсионное обеспечение (без учёта расходов на пенсионное обеспечение инвалидов молодых возрастов) сегодня в России расходуется 7% ВВП, на медицинскую помощь – 1,5 % ВВП, на социальное обеспечение - 0,5% ВВП. Суммарно - не более 9,5% ВВП, что в два с лишним раза меньше стандартов, применяемых экономически развитыми странами. Уровень пенсий значительной части населения России все еще обеспечивает только прожиточный минимум или незначительно его превышает, а качественная медицинская помощь, как правило, недоступна. Что подтверждается данными Росстата. По обследованию потребительских ожиданий населения в 2012 г. 51,3% респондентов отметили необходимость для них медицинских услуг, но 42,9% не могли их получить из-за недостатка средств.

Нам надо выработать какой-то взвешенный нормальный уровень пенсии, учесть в нем и медицинское обслуживание, и питание, и другие расходы пенсионеров, - предлагает Л.С. Ржаницына, - чтобы отвязать пенсию от прожиточного минимума. Почему у нас нет бедных пенсионеров? Потому что мы им доплатили до прожиточного минимума. А как реально жить на этот прожиточный минимум? Да никак. Нужен какой-то другой показатель по пенсиям».

«Несколько лет назад, - говорит В.Д. Роик, - я предложил в качестве оценки и сравнения уровня пенсионного обеспечения в разных странах использовать такой показатель: совокупные затраты по трем видам страхования (пенсионное, медицинское и по уходу в старости) на 1% пожилых. И получилась такая картина: у нас это 0,3-0,4% от ВВП по трем слагающим на 1% пожилых людей, а в западных странах – 1%».

В Европейских странах доля пожилых людей в общей численности населения также составляет примерно 20%. Но совокупная доля расходов на материальное обеспечение и медицинское обслуживание пенсионеров составляет по странам ОЭСР на начало ХХI в. примерно 22% ВВП или почти половину всех государственных расходов. То есть, на каждый процент доли пожилых в структуре населения в индустриально развитых странах приходится 1% ВВП или даже несколько больше. На Западе, отмечает В.Д. Роик, с 2013 года начали притормаживать эти расходы, но они все равно продолжают расти, потому что растет продолжительность жизни.

Шаги, которые предлагает главный научный сотрудник Научно-исследовательского института труда и социального страхования Минтруда РФ В.Д. Роик, позволили бы, по его мнению, в течение 20 лет модернизировать систему доходов населения и перейти от «бесплатного» социального обеспечения к пенсионному страхованию.

Во-первых, эксперт НИИ Труда предлагает использовать новые подходы к определению момента выхода на пенсию. Основными критериями должны быть сфера деятельности, в которой работает будущий пенсионер, и его биологический возраст, определение которого сегодня не вызывает никаких сложностей. «Для человека научного труда 60 лет – это далеко не показатель его неспособности продолжать свою трудовую деятельность, - аргументирует свою позицию В.Д. Роик, - а для человека, работающего в шахте под землей, пенсионный возраст, очевидно, должен наступать и в более раннем возрасте».

Во-вторых, В.Д. Роик предлагает использовать новые подходы к начислению пенсий, дифференцируя доходы, а также применять разные формы страхования – личное и коллективное.

В-третьих, особо подчеркивает ученый, необходима разработка и осуществление государственной программы формирования новых институтов социальной защиты пожилых граждан, таких как оценка рисков старости и система гериатрического страхования пенсионеров старших возрастных групп, предусматривающая оплату страховщиком из страховых фондов лекарственных препаратов, проведения мониторинга состояния здоровья и медицинского консультирования, а также другие услуги медицинского и социального характера для пожилых людей.

Важно отметить, что для приведения пенсионной системы в соответствие с реалиями текущего настоящего и грядущего будущего в России должны полноценно заработать механизмы страхования, а государство должно гарантировать сохранность хотя бы покупательной способности средств, перечисляемых застрахованными гражданами.

В.Д. Роик предлагает осуществить государственную программу гармонизации систем пенсионного страхования, систем заработной платы и налоговой системы. На этой основе необходимо концептуально обосновать и законодательно закрепить новый договор поколений по размерам страховых взносов, новую схему распределения страховой нагрузки и размеры пенсий. Эта задача будет одной из основных для российского государства в предстоящее десятилетие, считает ученый.

 

 
Joomla SEO powered by JoomSEF