Главная / Глас эксперта - Vox peritus / «Как помочь молодым мамочкам вернуться из декрета на перспективные сегменты рынка труда?», к.полит.н. Кочкина Елена Викторовна
«Как помочь молодым мамочкам вернуться из декрета на перспективные сегменты рынка труда?», к.полит.н. Кочкина Елена Викторовна
25 Февраля 2019

Об этом говорил и Президент в его посланию Совету Федерации 20 февраля 2019 года…

            В соответствии с федеральным законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 23, п. 1.1. и постановлениями региональных органов власти1 , а также в  соответствии с Распоряжением заместителя председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец от 5 марта 2018 года №1749п-П12 "План мероприятий по содействию занятости лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком на 2018-2020 годы",   во всех  регионах должно проводиться обучение женщин в период отпуска по уходу за ребенком и осуществляться предоставление услуг по присмотру и уходу за детьми в возрасте до 3х лет.  С мая 2018 года регионы работают над выполнением поручения п.3.б Указа  Президента РФ №204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и должны обеспечить 100% доступность ДОУ и обеспечить молодым мамочкам возвращение из декрета на рынок труда. Эта проблема включена и в паспорт п. 3.2.  Национального проекта «Демография», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. №10).

            Всего почти 7.5 млн. детей дошкольного возраста посещают ДОУ (дошкольные образовательные учреждения), что обеспечивает лишь охват для  635 из 1000 . Это означает, что 365 детей не имеют возможность либо их родители не хотят водить детей в детский сад и ясли.  При этом большая часть детей в детских садах – это дети в возрасте после 3х лет (6,4 млн.детей), и лишь 1,1 млн. детей ясельного возраста. Численность воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми представлена в Таблице 1.

Таблица 1.

Год

Всего воспитан- ников

в том числе в возрасте, лет(число полных лет на 01.01 2018 г.):

 

до 1 года

1

2

3

4

5

6

7 и старше

2017

7477932

2182

151119

937954

1526582

1620003

1648440

1454158

137494

Источник: Росстат. Дошкольное образование. Форма №85-К за 2017 год

При этом очередь в детские сады учитывает и отражает, в основном,  только детей в возрасте после трех лет. Таким образом, доступ к сфере дошкольного образования в России не обеспечен для всех нуждающихся дошкольников несмотря на то, что в России действует 52,3 тыс. организаций, в которых оказываются услуги по присмотру и уходу за дошкольниками и ведется образовательная деятельность (из них 41 тыс. ДОУ).

В России после рождения ребенка риск незанятости для женщины увеличивается. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что значительная доля женщин маленькими детьми после возвращения на работу оказывается в менее выгодных условиях по сравнению с бездетными. Также, чем длительнее перерыв в занятости, тем больше вероятность возникновения проблем с трудоустройством. В сложившейся ситуации явной стала проблема возвращения в состав занятых для женщин после перерыва в связи с уходом в декретный отпуск, как правило, означающего частичную утрату навыков, а также отставание от коллег в освоении новых технологий работы. В условиях более жесткой конкуренции за рабочие места женщины репродуктивного возраста и особенно женщины с детьми могут сталкиваться с различными барьерами в трудоустройстве.

Пользуясь указанными выше региональными социальными программами молодые мамы имеют возможность в период декретного отпуска повысить свою квалификацию, обучиться новой профессии (если профессия женщины в настоящий момент не пользуется востребованностью среди работодателей), усовершенствовать ранее полученные знания по имеющейся специальности. Обучение предусмотрено по очной и очно-заочной (вечерней) форме обучения. Согласно составленным планам программы обучения не превышает 6 месяцев.

Обучение женщин в период отпуска по уходу за ребенком, осуществляемого в рамках  выполнения государственного задания, проводится по различным направлениям, в том числе: автоматизация бухгалтерского учета, английский язык для делового общения, бухгалтерский учет и аудит, водитель транспортных средств категории "В", дизайн Web-страниц, дизайн интерьера, инспектор отдела кадров, информационные технологии с изучением программы 1С, кадровый менеджмент, компьютерная верстка и дизайн, ландшафтный дизайн, логистика, маркетинг, управление продажами и реклама, Менеджер по персоналу, менеджмент продаж, налогообложение, оператор ЭВМ со знанием программы "1С", парикмахер широкого профиля 3 разряда, переводчик, сестринское дело, финансовый менеджмент и др..

Низкий охват программ профессионального обучения женщин с детьми до 3-х лет:

Однако, основной проблемой этих региональных программ является, низкий охват целевой группы. Он составляет менее 0,5% от женщин имеющих детей в возрасте до 3х лет. С момента появления программ курсы профессионального обучения ежегодно обучение проходят от 700 до 900 мам с детьми в возрасте до 3х лет, и попасть на такие программы крайне сложно. (так при 1,3 млн. число новорожденных и 3,9 млн. матерей , имеющих детей в возрасте до 3-х лет в городе Москва и при объеме региональной программы в 1 тыс. обученных женщин, охват составляет 0,77%)

Вторая проблема – это недружественный  формат предлагаемых регионами программ переобучения – дело в том, что программы не учитывают семейные и личные обстоятельства жизни матерей, которые оказывают уход и присмотр собственным детям и не могу обеспечить уход детям на период пока сами начинают обучаться и переобучаться. Программы не включают предоставления услуги по кратковременному присмотру и уходу за детьми на те часы и дни, когда матери отвлекаются на обучение (эти группы присмотра должны организовываться непосредственно в месте обучения и в графике обучения)

Недоступность бюджетных мест в ясельных группах для семей без постоянной регистрации в регионе проживания

Третья проблема, касается ясельных групп. Самые крупные мегаполисы и крупные города России, имеют наибольшую остроту в вопросе доступа к яслям. Эксперты поясняют, что проблема яслей в крупных городах  обостряется сразу несколькими факторами. Во-первых, строительство новых детских садов было затруднено в связи с высокой плотностью застройки, и в старых районах программа повышения доступности ДОУ для детей 3 лет и старше решалась как раз за счет расформирования ясельных групп. Во-вторых, в крупных городах высока доля населения, в том числе семей с детьми, которые не имеют постоянной регистрации по месту проживания. Ребенок без постоянной регистрации не может быть устроен в ДОУ из другого региона. В-третьих, стоимость услуг коммерческих ДОУ высока.  Предоставление подобных социальных услуг будет целесообразно включить в план мониторинга и оценки всей программы переобучения этой категории женщин с детьми.

Например, Постановлением Правительства Москвы от 17.01.2013 № 1-ПП "Об утверждении Порядка направления органами службы занятости населения города Москвы женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации" (во исполнение Указа Президента РФ  от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»)

 
Joomla SEO powered by JoomSEF