Главная / Глас эксперта - Vox peritus / "Стратегия народосбережения до 2050" Локосов В.В., Кочкина Е.В.
"Стратегия народосбережения до 2050" Локосов В.В., Кочкина Е.В.
19 Ноября 2019

Демографические прогнозы численности населения России на 2020, 2025, 2030 и на период до 2100 годов, сделанные как зарубежными, так и российскими демографами, дают очень разные цифры.  Самый пессимистический прогноз оценивал численность населения России в 2050 году на уровне 100 млн. человек (Прогноз ООН, 2008 г.), а оптимистический – 160 млн. чел. (Росстат, 2018 г.) Еще большая «вилка» оценок касалась 2100 года по прогнозам ООН в 2010 году –   60 млн. человек или 180 млн. человек, как это наглядно представлено на Рисунке 1.

Рисунок 1. Прогноз ООН изменения численности населения России до 2100 г. .

1

 

Данные уточненного прогноза Росстата на период с 2015 по 2030 год показывали, что все три сценария изменения численности населения – низкий/пессимистичный, средний и высокий/оптимистичный – будут реализовываться в сценарии естественной убыли населения (Рисунок 2).

Рисунок 2. Естественный прирост/убыль населения, 2012-2030 гг.

2

Источник: построено данным прогноза Росстата, 2015 г.  

При этом лишь в варианте высокого/оптимистичного прогноза предполагалось, что естественная убыль будет минимальной, а депопуляция будет преодолена. Показатели естественного прироста  будут колебаться вокруг «нулевой» оси X. Общий естественный прирост населения будет достигаться за счет внешней миграции.

Численность населения России на 1 января 2019 года составила 146 780 720  человек. Данные последнего прогноза Росстата (октябрь 2018 года) допускают увеличение численности населения России по оптимистичному варианту до 153 млн. человек уже через четверть века к 2036 году. (Таблица 1).

Таблица 1. Изменение численности населения по вариантам прогноза (тысяч человек)

 3

Демографические итоги 2018 года (с естественной убылью  в  25 тыс. человек) и первого полугодия 2019 года (с естественной убылью в 18 тыс. человек) показывают, что траектория демографических процессов движется между средним и высоким вариантами последнего прогноза Росстата (Таблица 1, Рисунок 2). При высоком варианте прогноза суммарный коэффициент рождаемости должен не снижаться  и сохраняться на уровне  1,7 ребенка на женщину и тогда численность населения России может достигнуть 153 млн. человек уже через 25 лет. При среднем варианте прогноза, численность населения России к 2036 году может сократиться до 144,5 млн. человек.

В связи с высокими рисками надвигающейся очередной волны  депопуляции в России, предложенные Стратегией на общественное обсуждение 25  мер поддержки семей с детьми, как  системная поддержка повышения численности детей в семьях разных типов, – с одним ребенком, с двумя детьми и в многодетных семьях – являются действительно  стратегической инвестицией в сферу национальной безопасности.   Пакет других 80 мер, обозначенных в Стратегии, сформулирован в идейных рамках уже запущенных национальных и федеральных проектов (программ), реализуемых в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». С учетом сложностей, с которыми сталкивается система государственного управления России на региональном уровне при исполнении Национальных проектов (https://futurerussia.gov.ru/) «МегаУказа-2018», участие  экспертного совета данной Стратегии может оказаться весьма востребованным уже в 2020 году.  

Согласно социально-экономическим исследованиям  и демографическим прогнозам нашего института (ИСЭПН РАН -  Социальная доктрина (1996); Прогноз под рук.чл.-корр. Н.М. Римашевской (2010) ; Научный доклад «Человек социальный как цель и источник развития России» под редакцией О.А. Александровой и В.В. Локосова, 2018 г. ) для обеспечения увеличения численности населения страны руководство России должно последовательно провести  масштабную программу перераспределения валового внутреннего продукта. Расходы ВВП на поддержку семейного расширенного воспроизводства должны увеличиться до 4%.  Необходимы значительное увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ)   и массированные инвестиции в социальное жилье. Последние годы государство последовательно проводит политику по увеличению МРОТ и доведения его до прожиточного минимума (ПМ). Эта мера, однако не снимает вопрос: «Откуда семьи могут взять деньги на расходы по воспитанию детей?» МРОТ на уровне  ПМ не обеспечивает расходов на естественное воспроизводство семьи. Несколько парадоксальное обращение экспертов Стратегии к Стандарту экономической устойчивости семьи (озвучен еще в Концепции семейной политики, 2014 г) потребует системных изменений в сфере регулирования заработной платы в России с включением в оплату труда работников с семейными обязанностями и  детской иждивенческой нагрузки в размере прожиточного минимума ребенка. Помимо этого разработчики Стратегии сформулировали  и пакет предложений  о «переключение» режима налогового благоприятствования с группы высокодоходных семей на группу низкодоходных семей – семьи с детьми не должны платить налогов до момента пока  их подушевые доходы не достигнут экономической устойчивости или 1,5 ПМ (т.е. семья не нуждается в социальных пособиях от государства). Вопрос о покрытии жилищных расходов семей с детьми  за счет государственной поддержки держится на повестке   общественных обсуждений уже более тридцати лет. Решение «жилищного вопроса» для следующего поколения семей с детьми, как это предлагается в Стратегии, вне всякого сомнения может быть тем «рычагом Архимеда», который обеспечит сбережение россиян как державной нации.

Возможно, мы являемся свидетелями, когда фундаментальные научные исследования, оценки и прогнозы, опубликованные еще в 2007 году  авторов коллективной  монографии «Сбережение народа» ИСЭПН РАН под редакцией Н.М. Римашевской , оказываются востребованными российским обществом, помогают формировать фундамент экономической устойчивости и России.

Фонд ООН по народонаселению: http://unfpa.org/public/.

Росстат. 26.08.2014 http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#

Доклад ИСЭПН РАН «Прогноз социально-демографического развития России на период до 2030 г.», Римашевская Н.М. – отв. редактор, авторы: к.э.н. Бочкарева В.К., к.э.н. Волкова Г.Н, д.э.н. Доброхлеб В.Г., к.э.н. Мигранова Л.А. М.: 2010 г.

http://www.isesp-ras.ru/images/monograph/2018_chelovek_socialniy_kak_cel_i_istochnik_razvitiya_rossii.pdf

Сбережение народа / [В. К. Бочкарева и др.] ; под редНМРимашевской Российская акад. наук, Ин-т социально-экономических проблем народонаселения. - Москва : Наука2007. - 325, [1] с. : ил., табл.; 23 см.; ISBN 5-02-035498-8 (В пер.)

 
Joomla SEO powered by JoomSEF