Главная / Глас эксперта - Vox peritus / И. М. Шнейдерман О проблемах реализации жилищной политики
И. М. Шнейдерман О проблемах реализации жилищной политики
24 Сентября 2015

Наиболее остро стоят проблемы финансовой доступности жилья, приобретение которого по рыночным ценам, как на первичном, так и вторичном рынках жилья продолжает оставаться недостижимым для подавляющего большинства населения страны.

Одной из серьезных проблем является высокая степень изношенности российского жилищного фонда. Общая площадь ветхого и аварийного жилья составляет 100,1 млн кв. м или 3,0% от жилищного фонда России. Прирост ветхого и аварийного жилищного фонда в 1996-2012 гг. составил 248,4%, что значительно опережает прирост жилищного строительства за эти годы. Высокие темпы накопления ветхого и аварийного жилищного фонда связаны, с одной стороны, с недостаточными объемами капитального ремонта жилья и, с другой, с низкими темпами сноса или вывода такого фонда из эксплуатации, которые примерно в 4-5 раз отстают от нормативных.

В среднем по России удельный вес общей площади жилых помещений, оборудованной одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными плитами составил 60,2% от общей площади жилых помещений: в городских поселениях 77,4%, сельской местности – всего 24,8%. Низкому уровню благоустройства жилищного фонда сопутствует высокий износ коммунальной инфраструктуры в результате низкого уровня инвестиций в эту сферу.

C начала рыночных реформ в стране произошел фактический уход государства из жилищной сферы. Многие годы в стране практически отсутствовала четко выраженная государственная жилищная политика. Формирование эффективной жилищной политики и механизмов ее реализации началось в 2005 году.

Справочно. 5 сентября 2005 г. В.В. Путин выступил перед правительством РФ, руководством Федерального Собрания и членами президиума Госсовета с новой социальной программой. Основными направлениями жилищной государственной политики были обозначены:

1. Увеличение статьи расходов федерального бюджета для поддержки молодых семей;

2. Поддержка молодых специалистов в сельской местности;

3. Предоставление жилья ветеранам вооруженных конфликтов и войн, инвалидам и другим льготным категориям граждан;

4. Субсидирование ипотечных кредитов и формирование материальной базы Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК).

5. Оснащение инженерной инфраструктуры под жилищное строительство;

6. Формирование нормативной базы для эмиссии ипотечных ценных бумаг.

Был создан Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов. В рамках проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» он утвердил многоэтапную целевую программу «Жилище».

Первоочередными задачами первого этапа (2006—2007 гг.) стали:

1. Повышение доступности жилья;

2. Выполнение государственных обязательств по обеспечению установленных категорий граждан РФ жильем;

3. Рост ипотечного кредитования и снижение процентной ставки.

Планировалось улучшить жилищные условия 69,5 тысячам молодых семей и 76,2 тысячам других категорий граждан, снижение кредитной ставки по ипотеке до 11%, рост ежегодно вводимых в эксплуатацию жилых квадратных метров на 12,1 миллиона за два года. В процессе реализации программы руководство страны столкнулось с дефицитом производственных мощностей и цемента, что не позволило в полной мере воплотить планы. Наиболее успешной в данный период оказалась государственная политика в увеличении объемов жилищного кредитования. За 2006-2007 гг. было выдано кредитов на 820 млрд рублей, однако ставку снизить до 11% не удалось — средневзвешенная ставка составила 12,8% при среднем сроке выплаты кредитов в течение 16 лет.

На втором этапе (2008 г.) приоритетами жилищной политики стали:

1. Предоставление субсидий молодым семьям;

2. Увеличение площади вводимого в эксплуатацию жилья на 72,5 миллиона кв. м;

3. Увеличение доступности ипотечных кредитов и наращивание объемов ипотечного кредитования до 600 млрд рублей в год;

Для реализации проекта из федерального бюджета было выделено 90,5 млрд рублей. Задачи данного этапа были также решены частично. На первом месте опять оказалось ипотечное кредитование — его объемы превысили запланированные на 30 млрд рублей. Однако в сфере строительства наблюдался спад, в результате чего вместо 72 млрд было введено 63,8 млрд кв. м.

Для третьего этапа (2009-2012 гг.) ставились следующие задачи:

1. Государственная поддержка рынка жилья и увеличение спроса;

2. Повышение качества работы ЖКХ и жилищного фонда в целом;

3. Увеличение уставного капитала АИЖК;

4. Стимулирование массового строительства доступного жилья.

Основными статьями расходов были: выполнение обязательств перед военнослужащими, работниками ОВД, жителей Крайнего Севера, участников ВОВ и прочих льготных категорий граждан; пополнение уставного фонда АИЖК на 200 млрд рублей; капитальный ремонт домов и переселение граждан из ветхо-аварийного жилья.

В процессе практической реализации планов средства АИЖК и выдача материнского капитала стали основой стимулирования платежеспособного спроса. За 2009-2012 годы были введены в эксплуатацию 245,5 млн кв. м. На капитальный ремонт направили 70 млрд, на обеспечение ветеранов ВОВ жильем — 55,8 млрд, на государственные жилищные сертификаты — 48,2 млрд, на материнский капитал — 108,9 млрд, на приобретение квартир для военнослужащих — 48 млрд, на расселение ветхо-аварийного фонда - 41,5 млрд рублей.

Общие результаты программы «Жилище» в 2002—2010 гг.:

1. Изменение структуры жилищного фонда;

2. Формирование нового слоя собственников, ставших базой для проведения жилищных реформ;

3. Увеличение частного жилого Фонда с 33 до 87 %;

4. Ежегодный оборот 5,3 % жилых квартир и домов на рынке жилья;

5. Увеличение доли частных застройщиков в общем объеме возводимого жилья до 47,8 %;

6. Упрощение процедур по подготовке к строительству и снижение государственных барьеров.

17 декабря 2010 г. правительство утвердило целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы. На ее воплощение планировалось выделить в общей сложности 620 млрд рублей бюджетных средств. По планам к 2015 г. необходимо было достичь ежегодного прироста жилищного фонда на 90 млн. кв. м, улучшить за счет федерального, региональных и местных бюджетов условия проживания 86,9 тысячам семей и помочь 172 тысячам молодых семей, в том числе и за счет субсидирования ипотечных кредитов и займов на покупку и строительство. Одной из задач программы стало увеличение доли населения, которому доступна покупка собственного жилья, до 30 процентов. Для этого основной упор предлагалось сделан на строительстве жилья экономкласса, доля которого должна составить 60% от всего жилищного фонда.

30 ноября 2012 года правительством Российской Федерации было принято распоряжение об утверждении новой программы на 2013-2020 годы, ставшей преемницей программы «Жилище» и национального проекта «Жилье», под названием «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Ответственным за ее исполнение назначено Министерство регионального развития (ныне упраздненное). Постановлением правительства от 15 апреля 2014 г. № 323 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», где в качестве основных мероприятий предусматриваются «мероприятия жилищной политики, направленные на продолжение реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы» на период 2016 — 2020 годов, в том числе продолжение мероприятий по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Принятие на высоком уровне жилищных программ не решило жилищную проблему, однако помогало и помогает тысячам семей в России.

Снять напряженность в решении жилищной проблемы может преимущественное развитие арендного сектора жилья – как социальных, так и коммерческих его форм ( муниципальной аренды жилья для низкообеспеченных категорий населения на основе создания сети бездотационных домов и коммерческой аренды жилья по типу доходных домов). Более широкое развитие (кроме выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством) должны получить такие формы обеспечения населения жильем, как возрождение на современном уровне практики ЖСК, а также развитие строительно-сберегательных касс и социальной, ведомственной ипотеки.

Для этого необходимо: сформировать на основе государственно-частного партнерства комплекс мер и механизмов по привлечению инвестиций в сферу строительства арендного жилья; создать ряд гражданских институтов: саморегулируемые организации, управляющие арендным жильем, общества защиты прав арендаторов и арендодателей, объединения индивидуальных арендаторов.

Без определенных форм участия государства, региональных и муниципальных органов управления в этой сфере не обойтись. Мировой опыт реализации крупных жилищных программ показывает, что их участие особенно эффективно, если оно опирается, с одной стороны, на поддержку частного бизнеса и, с другой, - на деятельность некоммерческих организаций в жилищной сфере. Понятие доступности жилья в России должно, наконец, наполниться не только экономическим, но и социальным содержанием.

 

 

 
Joomla SEO powered by JoomSEF