Главная / Глас эксперта - Vox peritus / Константин Андрианов: Реиндустриализация в свете современных экономических реалий России
Константин Андрианов: Реиндустриализация в свете современных экономических реалий России
01 Октября 2015

К национальным экономикам стран Юго-Восточной Азии в период начала их стремительного развития применялся термин «индустриализация», или «развитие промышленности», потому что промышленности там как таковой не было и ее создание шло с нуля, то, учитывая богатое промышленное прошлое советской экономики, применительно к сегодняшней России гораздо правильнее, корректнее применять термин «реиндустриализация».

Экономика РФ, наверное, как никакая другая в настоящее время находится под наиболее сильным определяющим воздействием этого геополитического фона. В условиях торгово-экономических и финансовых санкций вопрос экономической эффективности как критерия при определении структуры национального производства отходит на дальний план, потому что на повестке дня встает вопрос обеспечения потребностей внутреннего рынка, товарное насыщение внутреннего рынка и, соответственно, удовлетворение потребностей населения страны.

Для решения этих задач необходима реиндустриализация и, разумеется, импортозамещение – один из основных организационных инструментов, которое важно распространить на всю индустрию промышленного производства.

Я вынужден согласиться с тем, что одной из основных проблем на пути импортозамещения и реиндустриализации является крайне высокий уровень износа основных производственных фондов, технологической базы. Износ производственных фондов промышленности достиг 70%. К сожалению, это «не край вилки». В целом ряде отраслей, например, машиностроении, станкостроении – картина еще более печальная, уровень износа зашкаливает за 80%, а в ряде секторов доходит до 90%. Конечно, данное положение вещей серьезным образом затрудняет реализацию стратегии импортозамещения, и единственным возможным инструментом в настоящее время является, конечно же, технологическое оснащение импортным производственным оборудованием. Существенным препятствием к этому являются антироссийские санкции.

Но и в этой ситуации возможны решения. Как мы знаем, одним из лидеров мирового станкостроения является Италия. После недавнего формирования нового правительства в Италии из Рима прозвучало заявление о том, что Россия для Италии является по-прежнему одним из важнейших стратегических партнеров. Италия намерена продолжать развитие торгово-экономических связей и премьер-министр Италии Маттео Ренци заявил, что Италия со своей стороны не будет поддерживать пролонгацию санкций. Станкостроение активно развивается в Китайской Народной Республике, и мы могли бы частично осуществлять импорт станкостроительной продукции из Китая. Тем более, сейчас реализуется договоренность о переводе внешней торговли России и Китая на национальные валюты – рубли и юани.

Несколько месяцев назад состоялось очередное заседание Государственного совета и экономического совета при Президенте, на котором было озвучено, что для реализации стратегии импортозамещения потребуется на начальном этапе порядка двух триллионов рублей. Это говорит о том, что необходимые ресурсы имеются, и общая капитализация двух национальных фондов (резервного и ФНБ) позволяет профинансировать в необходимом объеме импортозамещение без каких-либо угроз финансовой стабильности.

Безусловно, в настоящее время мы вынуждены говорить о придании некоего импульса импортозамещению. Конечно, два триллиона рублей не могут решить все проблемы российской промышленности и вывести все предприятия на должный уровень производственной мощности, конкурентоспособности.

Ввиду продолжающегося мирового финансового кризиса, усиления макроэкономической нестабильности в России, мы вынуждены определить некий набор приоритетных отраслей на начальном этапе импортозамещения. Это сельское хозяйство, машиностроительный комплекс и пищевая промышленность. Главным критерием определения этих приоритетов была экономическая безопасность страны.

Приходится констатировать, что этих двух триллионов рублей пока еще не выделено и каких-то соответствующих заявлений о планах их выделения тоже нет. Были лишь озвучены необходимые объемы финансирования на заседании Госсовета.

Несмотря на то что импортозамещение в промышленности и сельском хозяйстве вошло в основу указов президента страны, в антикризисном плане оно отражения не нашло. Как мы знаем, капитализация антикризисного плана оставила 2,3 трлн рублей, из этой суммы 76%, а именно 1,7 трлн рублей в абсолютном выражении, было предусмотрено для банков на их докапитализацию. На промышленность и сельское хозяйство выделено 20 и 50 млрд рублей соответственно, т.е. 0,85% от общей суммы антикризисного плана на промышленность и 2,13% на сельское хозяйство.

На импортозамещение отдельной строкой было предусмотрено всего лишь 4 млрд рублей в первоначальной версии. Затем, правда, произошел пересмотр этого показателя, и в конечном итоге эта сумма возросла до 36 млрд. Но что такое 36 млрд, если потребности измеряются триллионами рублей! Это капля в море, которая не способна решить вопросы импортозамещенияни в одной из подотраслей. Приведу пример. Я в силу своей экспертной деятельности в Государственной думе общался с представителями отраслевых союзов и организаций, в том числе с руководителями данных структур. По их данным, на импортозамещение в одной только из отраслей сельского хозяйства требуется порядка 600 млрд рублей на начальном этапе. Я повторю: на все сельское хозяйство предусмотрено всего лишь 50 млрд. Поэтому приходится констатировать, что финансовая поддержка, заложенная в антикризисный план, не более чем номинальна, она не способна решить проблемы ни в сельском хозяйстве, ни тем более в промышленности.

Вместе с тем, были приняты поправки в федеральный бюджет РФ 2,0. Там красной линией по всему обновленному бюджету проходит секвестр, который носит тотальный характер. Секвестр коснулся в том числе такой крупной статьи, как расходы на национальную экономику, которые в новом бюджете сократились почти на 14%.

В этой связи хочу сказать, что для практической реализации стратегии импортозамещения, которая является основой президентских указов, необходимо финансирование сообразно имеющимся потребностям. Они определены и озвучены на заседании Госсовета, проходившем до обнародования антикризисного плана правительства. Требуемое финансирование для импортозамещения, прозвучавшее на этом совете, не нашло своего места в соответствующих программных документах правительства: ни в антикризисном плане, ни в бюджете.

Хотел бы акцентировать внимание еще на одном моменте: основная часть суммы антикризисного плана – 76% – предусмотрена на антикризисную поддержку банков. Активы российских банков – это самый большой денежный фонд России. Согласно официальной российской статистике, активы банков оцениваются в 77 трлн рублей. B первые совокупные активы российских банков превысили российский валовый продукт, чего никогда в российской истории не было. Совокупные активы российских банков в два с половиной раза превышают объем консолидированного бюджета вместе с государственными бюджетными фондами. Но при этом из всех активов российских банков объем инвесткредита составляет всего лишь около 1 трлн рублей. Существующее положение дел не позволяет надеяться на какое-либо существенное участие банковского сектора в реализации программы импортозамещения. Подчеркну: инвесткредит в совокупных активах российских банков занимает чуть более 1%.

Безусловно, в этой связи необходима адресная поддержка отраслеобразующим предприятиям в приоритетных для импортозамещения отраслях промышленности. Я говорю прежде всего о машиностроении, о пищевой промышленности.

Заложенные в антикризисный план и план федерального бюджета показатели не позволяют на практике реализовать стратегию импортозамещения в принципе, я уж не говорю о ее активизации. То есть они не позволяют реализовать на практике основополагающий указ президента страны.

Когда на импортозамещение страны выделяется средств меньше, чем на строительство одного стадиона в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу (я напомню нашим читателям, что будущий стадион «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге уже впитал в себя около 60 млрд рублей, а на все импортозамещение выделено всего 36 млрд), сложно рассчитывать на успех.

Безусловно, при таком раскладе практическая реализация импортозамещения невозможна. Вместе с тем, как уже заявили многие эксперты, в том числе представители органов власти и профильных комитетов Государственной думы, даже предусмотренные крайне незначительные суммы (50 млн рублей для сельского хозяйства и 20 млн рублей для промышленности) в массе своей не дойдут до конкретного производителя – ни промышленного, ни сельскохозяйственного. Потому что основное направление средств – это субсидирование процентной ставки по кредиту. После череды повышений Центробанком своей ставки уровень кредита для производителей достиг 55%. Но уже до этого в октябре-ноябре минувшего года ставка для промышленников и аграриев доходила до 30%, а вместе с тем средний уровень рентабельности в обрабатывающем секторе промышленности, по состоянию на осень 2014 года, составлял 6%. И уже тогда уровень ставки ЦБ (8%) на треть превышал отдачу в обрабатывающем секторе.

Финансово-экономический блок правительства больше всего боится инфляции. И, сответственно, считает основной угрозой повышение монетизации экономики. Однако, уровень монетизации российской экономики еще до череды повышений ставки ЦБ был ниже 50%. Политика повышения ставки ЦБ и продолжение рестрикционных, т.е. сдерживающих мер (тотальное сокращение бюджетных расходов – это не что иное как бюджетная рестрикция) привели к тому, что сегодня уровень монетизации российской экономики находится в районе 45%, а по некоторым оценкам – 42%.

По уровню монетизации Россия находится среди таких стран, как Никарагуа, Уругвай и некоторые самые неблагополучные страны Восточной Европы. Дала ли эта политика ощутимый антиинфляционный эффект? Нет. Инфляция вновь стала двузначной. Накопленная инфляция в годовом выражении к настоящему времени составляет уже 17%. Подчеркиваю – это официальная инфляция. Но есть еще и социальная инфляция. Товарная корзина, по которой рассчитывается инфляция, включает около 400 наименований товаров. 52% населения страны живет на доходы порядка 15 тыс. рублей и ниже. Это необходимый биологический минимум. Понятно, что когда более 50% населения страны не могут реализовать даже необходимые биологические потребности в виде продовольственной корзины, рассчитывать инфляцию по 400 наименований товаров не представляется корректным. Таким образом, реальная социальная инфляция получается под 50%.

Несмотря на всю денежно-кредитную и финансовую рестрикцию, не получилось никакого мало-мальски антиинфляционного эффекта, наоборот, возник антиэффект в виде стремительного разгона инфляции, которая по итогам предыдущего года выросла практически в два раза.

Недавно вышла официальная статистика, согласно которой мы получили спад, отрицательную динамику по всем макроэкономическим показателям: по ВВП, по промышленному производству. И все это, безусловно, негативно сказывается на инвестиционной привлекательности российской экономики, российских активов, российских предприятий.

В сложившейся ситуации необходима смена экономического курса правительства, смена монетарного курса ЦБ. Сегодня крайне неблагоприятен геоэкономический фон в целом и крайне неблагоприятна внешнеполитическая обстановка вокруг РФ. Пожалуй, самая острая за всю историю новой России. И сейчас необходимость смены экономического курса – это вопрос не просто интересов бизнеса, экономической конъюнктуры, это вопрос стратегической безопасности страны.

По материалам журнала « Business partner news » ( www.bp-news.ru )

 
Joomla SEO powered by JoomSEF