Главная / Глас эксперта - Vox peritus / Этнокультурное развитие русского народа как фактор гармонизации межнациональных отношений
Этнокультурное развитие русского народа как фактор гармонизации межнациональных отношений
04 Декабря 2014

Участникам Круглого стола была презентована брошюру с материалами о русском народе (библиодосье). В материалах в частности говорится о желательности закрепления в Конституции всех коренных народов России как государство-образующих, и прежде всего русского народа; цитируется глава Северной Осетии Таймура з Мансуров: «Нужно открыто говорить – судьба страны зависит от самочувствия русского народа».

Конечно, без ритуальной многонациональности пока не обойтись: Россия страна именно 193 национальностей, а не этносов… Концептуальность «многонациональности» подкреплена соответствующими результатами социологических опросов, в которых как бы виден рост ( 2014 г. по отношению к 2013 г.) поддержки тезиса «Россия общий дом для разных народов». А как иначе, если сам Владимир Путин в 2012 г. заявил: «Россия веками развивалась как многонациональное государство - изначально так было – государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком и русской культурой».

Однако многонациональность России - это все же идеологический мем. С моей точки зрения о нациях до 19 века сложно вообще говорить, изначально (при создании Русского государства) были в основном славянские и финно-угорский именно племена. Кем бы ни был Рюрик и племя русь – славяне, прибалты или даже норманны – они объединяли территории проживания примерно однокультурных племён, а не разные народы: поляне, древляне, мерь...

При этом изначальная статистика естественно отсутствует, есть экспертные и статистические оценки начинаются с 18 века: в 1717 году русские составляли 70,7% населения единой страны, в 1762-м - 62,3%, в 1795-м году - 48,9%, в 1857-м - 45,9%, в 1914-м - 44,6%, а в 1989-м году – 55,0%.

Уменьшение доли русских – одно из возможных объяснений развала Империи и СССР. Сейчас в РФ доля русских – 80%. Как мы видим: сейчас статистически правильнее говорить о мононациональном государстве русских и о высоких рисках краха государственности при попытке выйти за переделы русскости, во всяком случае, это верно в отношении доли населения страны (государства), считающей себя представителями именно русского народа.

Другой темой Материалов «Круглого стола» стала миграция, прежде всего из стран Средний Азии и внутренняя – и республик Северного Кавказа, а точнее: размывание «культурного кода», рост преступности, ликвидация малых русских городов (до 100 тыс. населения).

В частности Николай Тузов (Сенаторский клуб) важнейшим элементом новой этнической политики считает непременный допуск к управлению российским государством "умеренных националистов". Зарубежный опыт последних десятилетий показывает, что "умеренный националисты" в правительственных структурах способствуют проведению более эффективной национальной политики и ограничению деятельности "радикальных националистов".

В целом (как нам видится) «главным аккордом» материалов «Круглого стола» стало: «Русская нация – это россиеобразующая нация в прямом и наиболее адекватном смысле этого слова». То есть призыв строить именно русскую, а не российскую гражданскую нацию, миграцию ограничить только именно русскими и возможно прибалтами, считать Россию в целом именно Русским государством.

Что касается непосредственно самого «Круглого стола», то основным спикером был Всеволод Чаплин (РПЦ). Так например, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл призывал к развитию казачества и заселению казаками Кавказского региона, его поддержал как раз депутат от Республики Карачаево-Черкессия Михаил Старшинов.

Среди других выступающих были озвучены следующие задачи: необходимость создания государственного органа, курирующего развитие русского народа; поддержка развития русской культуры и язык по всему миру и как основа внутренней культурной и национальной политики; не допустить раскола русского народа по территориальному признаку; единые в основном естественно светские стандарты образования, но при сохранении лояльности к православию – все же организаторы «стола» РПЦ и ВРНС; русификация чиновничества – выражающаяся, прежде всего, в ориентации на поддержку русского народа в центре и в регионах.

В целом (как и потом на самом ВРНС), предложена следующая мягко-православная русская идентичность: русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа. Также постановили организовать Парламентские слушания.

Материал подготовлен вед.н.ст. ИСЭПН РАН Моргуновым Е.В.

 

 
Joomla SEO powered by JoomSEF