имени Н.М. Римашевской - обособленное подразделение ФГБУН
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук (ИСЭПН ФНИСЦ РАН)
Лаборатория социально-экономических проблем человеческого развитияЦели НИР лаборатории– разработка концепции и моделей индикативного измерения человеческого развития и качества народонаселения: его биосоциальных способностей, имеющегося потенциала – умений, навыков, опыта; – определение характера и направленности взаимосвязей социальных, экономических, биологических, экологических компонентов человеческого развития и качества народонаселения. Направления исследований
Задачи и результаты исследованийПо теме НИР «Человеческий потенциал современной России» в 2013-2014 гг. расширено традиционное понимание человеческого потенциала, получившее количественное измерение в индексе человеческого развития, за счет введения и систематизации дополнительных, не учтенных характеристик человеческого потенциала; основные результаты относятся к исследованию трудового, образовательного, культурного, демографического, экологического аспектов развития человеческого потенциала, а также здоровья. По теме НИР «Инвестиции в образовательный потенциал и кадровая политика в общем образовании: опыт России и развитых стран» в 2013-2014 гг. отражены основные направления образовательных реформ, касающиеся политики в отношении педагогических кадров; установлены социально-демографические, квалификационные и образовательные характеристики кадрового персонала в системе среднего образования (Москва, РФ, страны ОЭСР); показаны тенденции нарушения процессов воспроизводства педагогических кадров по отдельным учебным предметам и направлениям деятельности, а также в школах с различным социальным составом учеников; выделены факторы, оказывающие негативное влияние на воспроизводство кадров, и рассмотрены меры, способствующие решению этого вопроса. Показан отечественный и зарубежный опыт кадровой политики в условиях образовательных реформ. В продолжение разработки темы НИР «Человеческий потенциал современной России» в 2015-2016 гг. предложен инструментарий анализа отдельных составляющих человеческого потенциала. Результатом исследования стало встраивание добавленных характеристик человеческого потенциала в традиционный индекс человеческого развития; разработана общая схема расчета расширенного индекса, адекватная задаче комплексного отражения человеческого потенциала; расширенная характеристика развития человеческого потенциала по каждому субъекту РФ дает более реальную картину развития и реализации человеческих ресурсов в сравнении с индексом человеческого развития, рекомендованным ПРООН для сравнения стран; проведен анализ причин региональной дифференциации по исследуемым показателям и выявлены необходимые условия для сглаживания этих расхождений. По теме НИР «Условия для накопления образовательного потенциала населения в эпоху модернизации образования» в 2015-2016 гг. установлены факторы, обусловливающие повышение роли образования в экономическом развитии общества; впервые в отечественной практике проанализирован и сопоставлен международный и отечественный опыт по проведению образовательных реформ, установлены факторы, определяющие условия для получения образования и влияющие на качество образовательного потенциала. По теме НИР «Формирование образовательного потенциала населения с инвалидностью» в 2016-2017 гг. выявлены факторы, определяющие приоритеты развития социальной политики и специального образования в развитых странах мира; рассмотрены особенности развития российской социальной политики в отношении инвалидов и специального образования для детей с инвалидностью и с ОВЗ; изучены социально-экономические факторы, а также демографические характеристики населения и признаки расселения (плотность, тип поселения), обусловливающие региональную дифференциацию в численности школьников с ОВЗ и региональное неравенство в условиях организации их обучения. По теме НИР «Социальные, экономические и экологические факторы формирования и развития человеческого потенциала в российских регионах» (2017-2021 гг.) обоснован выбор системы показателей для группировки регионов с целью выработки стратегий улучшения качественных характеристик населения; обнаружено сильное влияние на качество населения экономических показателей качества жизни; проведен кластерный анализ по совокупности показателей качества жизни и качества населения, в результате которого составлена типология регионов. Исследована связь Глобальных Целей в области устойчивого развития на период до 2030 года с задачей улучшения качественных характеристик населения; осуществлена модификация индекса человеческого развития с целью учета в нем экологических условий проживания населения как важной характеристики качества жизни. По теме НИР «Профиль инвалидности: демографические, социально-экономические и пространственные факторы неравенства» (2018-2021 гг.) установлены причины, принципы и результаты социальной трансформации в государствах благосостояния разных типов; раскрыта преемственность в реформировании социальной политики в отношении инвалидов: переход от социального обеспечения к труду; выявлены причины, принципы и результаты политики в сфере социального обеспечения и занятости лиц с инвалидностью; определены риски социальной политики, показаны факторы, обеспечивающие устойчивость государств благосостояния и защиту прав лиц с инвалидностью; выявлены приоритеты в трансформации государств благосостояния, повлиявшие на политику в отношении инвалидов в России; определен профиль российских инвалидов (от 18 лет и старше) в аспекте медицинских и демографических признаков: возраста, пола, заболеваний, групп инвалидности; с учётом динамики изучено изменение профиля инвалидности; установлены признаки, по которым ужесточается установление инвалидности; определены возрастные группы, которые в большей мере утрачивают социальные гарантии на пособия по инвалидности; с учётом динамики показано падение уровня социальной защиты инвалидов в сфере занятости.
Состав лаборатории
|