ИСЭПН РАН

Главная / Наш институт / Лаборатории / Лаборатория социально-экономических проблем человеческого развития и качества жизни

Лаборатория социально-экономических проблем человеческого развития

Цели НИР лаборатории

– разработка концепции и моделей индикативного измерения человеческого развития и качества народонаселения: его биосоциальных способностей, имеющегося потенциала – умений, навыков, опыта;

– определение характера и направленности взаимосвязей социальных, экономических, биологических, экологических компонентов человеческого развития и качества народонаселения.

 

Направления исследований

  • концепция человеческого развития и комплексная характеристика человеческого потенциала;
  • анализ образовательного и культурного потенциала народонаселения;
  • исследование демографических аспектов качества народонаселения;
  • оценка здоровья как характеристики человеческого потенциала;
  • учет экологического фактора в оценке развития человеческого потенциала;
  • учет фактора инвалидности в оценке развития человеческого развития
  • учет сырьевых факторов в оценке развития человеческого развития.

 

Задачи и результаты исследований

По теме НИР «Человеческий потенциал современной России» в 2013-2014 гг. расширено традиционное понимание человеческого потенциала, получившее количественное измерение в индексе человеческого развития, за счет введения и систематизации дополнительных, не учтённых характеристик человеческого потенциала; основные результаты относятся к исследованию трудового, образовательного, культурного, демографического, экологического аспектов развития человеческого потенциала, а также здоровья.

По теме НИР «Инвестиции в образовательный потенциал и кадровая политика в общем образовании: опыт России и развитых стран» в 2013-2014 гг. отражены основные направления образовательных реформ, касающиеся политики в отношении педагогических кадров; установлены социально-демографические, квалификационные и образовательные характеристики кадрового персонала в системе среднего образования (Москва, РФ, страны ОЭСР); показаны тенденции нарушения процессов воспроизводства педагогических кадров по отдельным учебным предметам и направлениям деятельности, а также в школах с различным социальным составом учеников; выделены факторы, оказывающие негативное влияние на воспроизводство кадров, и рассмотрены меры, способствующие решению этого вопроса. Показан отечественный и зарубежный опыт кадровой политики в условиях образовательных реформ.

В продолжение разработки темы НИР «Человеческий потенциал современной России» в 2015-2016 гг. предложен инструментарий анализа отдельных составляющих человеческого потенциала. Результатом исследования стало встраивание добавленных характеристик человеческого потенциала в традиционный индекс человеческого развития; разработана общая схема расчёта расширенного индекса, адекватная задаче комплексного отражения человеческого потенциала; расширенная характеристика развития человеческого потенциала по каждому субъекту РФ даёт более реальную картину развития и реализации человеческих ресурсов в сравнении с индексом человеческого развития, рекомендованным ПРООН для сравнения стран; проведён анализ причин региональной дифференциации по исследуемым показателям и выявлены необходимые условия для сглаживания этих расхождений.

По теме НИР «Условия для накопления образовательного потенциала населения в эпоху модернизации образования» в 2015-2016 гг. установлены факторы, обусловливающие повышение роли образования в экономическом развитии общества; впервые в отечественной практике проанализирован и сопоставлен международный и отечественный опыт по проведению образовательных реформ, установлены факторы, определяющие условия для получения образования и влияющие на качество образовательного потенциала.

По теме НИР «Формирование образовательного потенциала населения с инвалидностью» в 2016-2017 гг. выявлены факторы, определяющие приоритеты развития социальной политики и специального образования в развитых странах мира; рассмотрены особенности развития российской социальной политики в отношении инвалидов и специального образования для детей с инвалидностью и с ОВЗ; изучены социально-экономические факторы, а также демографические характеристики населения и признаки расселения (плотность, тип поселения), обусловливающие региональную дифференциацию в численности школьников с ОВЗ и региональное неравенство в условиях организации их обучения.

По теме НИР «Социальные, экономические и экологические факторы формирования и развития человеческого потенциала в российских регионах» (2017-2021 гг.) обоснован выбор системы показателей для группировки регионов с целью выработки стратегий улучшения качественных характеристик населения; обнаружено сильное влияние на качество населения экономических показателей качества жизни; проведён кластерный анализ по совокупности показателей качества жизни и качества населения, в результате которого составлена типология регионов. Исследована связь Глобальных Целей в области устойчивого развития на период до 2030 года с задачей улучшения качественных характеристик населения; осуществлена модификация индекса человеческого развития с целью учета в нем экологических условий проживания населения как важной характеристики качества жизни.

По теме НИР «Профиль инвалидности: демографические, социально-экономические и пространственные факторы неравенства» (2018-2021 гг.) установлены причины, принципы и результаты социальной трансформации в государствах благосостояния разных типов; раскрыта преемственность в реформировании социальной политики в отношении инвалидов: переход от социального обеспечения к труду; выявлены причины, принципы и результаты политики в сфере социального обеспечения и занятости лиц с инвалидностью; определены риски социальной политики, показаны факторы, обеспечивающие устойчивость государств благосостояния и защиту прав лиц с инвалидностью; выявлены приоритеты в трансформации государств благосостояния, повлиявшие на политику в отношении инвалидов в России; определён профиль российских инвалидов (от 18 лет и старше) в аспекте медицинских и демографических признаков: возраста, пола, заболеваний, групп инвалидности; с учётом динамики изучено изменение профиля инвалидности; установлены признаки, по которым ужесточается установление инвалидности; определены возрастные группы, которые в большей мере утрачивают социальные гарантии на пособия по инвалидности; с учётом динамики показано падение уровня социальной защиты инвалидов в сфере занятости.

По теме НИР «Развитие человеческого потенциала с дифференциацией по регионам и социальным группам: факторы и модели» (2022-2024 гг.) предполагается, что полученные научные результаты позволяют выбрать ключевые направления для изучения вопросов социального обеспечения и занятости лиц с инвалидностью, чтобы расширить подходы и принципы российской социальной политики в отношении лиц с инвалидностью и с максимальной эффективностью достичь ключевых целей по совершенствованию правовых, экономических и институциональных условий для интеграции лиц с инвалидностью на рынок труда и повышения уровня их благополучия, согласно Государственной программе Доступная среда до 2025 г. Также в 2022 году в аспекте социальной характеристики населения исследованы два вида девиантного поведения – преступность и алкоголизм с наркоманией. Проведён сравнительный анализ распространения этих явлений по российским регионам. Выделены главные тренды в изменении уровня преступности в России. Для характеристики экологического поведения предложено использовать показатели образования твёрдых бытовых отходов и водопотребления в быту. Отмечены кратные расхождения значений этих показателей не только в регионах разных федеральных округов, но даже в соседних регионах одного и того же округа.

 

Состав лаборатории

Моргунов Евгений Владимирович – к.э.н., зав. лабораторией, ведущий научный сотрудник; область научной деятельности: человеческое развитие, качество и образ жизни народонаселения, управление народным хозяйством, в том числе по отраслям знания: мировая экономика, макроэкономика, региональная экономика, инновационная экономика и управление комплексами промышленности (ТЭК).

Кулагина Елена Викторовна – к.э.н., ведущий научный сотрудник,член рабочей группы по вопросам образования детей-инвалидов  и детей с ограниченными возможностями здоровья Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов; область научной деятельности: социальная политика в отношении инвалидов, специальное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Махрова Ольга Николаевна – к.э.н., учёный секретарь института, старший научный сотрудник; область научной деятельности: исследование проблем народного благосостояния и качества человеческого капитала, исследование демографических аспектов качества жизни населения.

Рюмина Елена Викторовна – д.э.н., профессор, главный научный сотрудник; область научной деятельности: сравнительный анализ качества населения в российских регионах и выявление возможностей его повышения, введение экологического фактора в оценку человеческого потенциала и качества жизни населения.

Ульянов Владимир Васильевич – д.ф-м.н., профессор, ведущий научный сотрудник; область научной деятельности: математическое моделирование характеристик и процессов развития человеческого потенциала.

Федотов Артём Александрович – к.э.н., старший научный сотрудник; область научной деятельности: исследование концепций устойчивого и человеческого развития, поиск социально-экономических факторов воздействия на развитие человеческого потенциала.

Шеремет Александр Николаевич – к.соц.н., доцент, ведущий научный сотрудник; область научной деятельности: исследование культурных и научно-образовательных факторов человеческого развития.

Лысенкова Мария Александровна - лаборант-исследователь.

Недзвецкая Раиса Павловна - лаборант-исследователь.

 
Joomla SEO powered by JoomSEF